Недавнее исследование, проведённое группой эндокринологов и юристов из Московского государственного медико-стоматологического университета имени И.М. Сеченова, поднимает волну дискуссий вокруг легальности и безопасности продажи инсулина на популярных онлайн-платформах, таких как Авито. В свете растущей популярности вторичного рынка лекарств и острого дефицита инсулина в ряде регионов, этот вопрос приобретает особую актуальность. Исследование, основанное на анализе действующего законодательства, клинических протоколов и мнений профильных специалистов, выявило комплексные факторы, которые не позволяют однозначно утверждать о законности и безопасності подобной практики.

Правовая неопределенность:

Начнем с ключевого аспекта - действующего законодательства. Федеральный закон “Об обращении лекарственных средств” не прямо запрещает продажу инсулина частными лицами. Однако, ключевым моментом является отсутствие четкой нормативной базы, регулирующей именно этот сегмент вторичного рынка. Закон допускает реализацию лекарств по рецепту, но не конкретизирует порядок его оформления и контроля при частной продаже. В существующих положениях отсутствуют механизмы, гарантирующие достоверность информации о происхождении и сроке годности инсулина, перешедшего из рук в руки.

Риски для здоровья пациентов:

Научный аспект исследования фокусируется на потенциальных угрозах для здоровья пациентов, приобретающих инсулин на непроверенных площадках. Инсулин - это гормон, жизненно необходимый для пациентов с сахарным диабетом. Его дозировка и вид строго индивидуализированы, и использование неподходящего препарата может привести к серьезным осложнениям, вплоть до комы или смерти.

Исследование подчеркивает следующие риски:

  1. Поддельные препараты: Отсутствие надлежащего контроля на Авито повышает вероятность попадания на рынок фальсифицированного инсулина. Фальсификаты, не прошедшие клинические испытания, могут иметь неверную дозировку действующего вещества, содержать вредные примеси или вовсе не содержать его. Это чревато неэффективностью лечения и угрожает здоровью пациента.

  2. Неправильное хранение: Инсулин - чувствительный к температурным колебаниям препарат. Неудовлетворительные условия хранения, частые транспортировки и неоптимальная температура во время перевозки на Авито могут привести к деградации лекарства, снижая его эффективность.

  3. Отсутствие квалифицированной консультации: Приобретение инсулина на Авито лишает пациента возможности получить индивидуальные рекомендации от эндокринолога относительно дозировки, типа инсулина и схемы введения. Такой подход может привести к неадекватной терапии и осложнениям.

Этические соображения:

Исследование акцентирует внимание на этических аспектах продажи инсулина на непроверенных платформах.

  • Коммерциализация жизненно важного лекарства: Инсулин, являющийся средством для лечения хронического заболевания, не должен рассматриваться как товар для наживы.

  • Уязвимость пациентов: Пациенты с сахарным диабетом, нуждающиеся в постоянном приёме инсулина, часто оказываются в уязвимой ситуации, вынуждены искать альтернативные источники порой из-за недоступности препарата в официальных каналах. Эксплуатация этой ситуации посредством продажи инсулина на Авито ставит под сомнение этичность подобной практики.

Выводы и рекомендации:

Исследование Московского государственного медико-стоматологического университета имени И.М. Сеченова не дает однозначного ответа о легальности продажи инсулина на Авито. Оно выявляет значительные правовые лазейки, а главное, обнажает серьезные риски для здоровья пациентов и поднимает этические вопросы. Авторы настоятельно рекомендуют:

  1. Разработать конкретные нормативные акты: Законодатели должны внести ясность в правовой статус продажи инсулина частными лицами, предусмотрев строгий контроль за происхождением, хранением и реализацией препарата.

  2. Усилить надзорные функции: Росздравнадзор и другие контролирующие органы должны активизировать мониторинг онлайн-платформ, чтобы выявлять и пресекать деятельность недобросовестных продавцов инсулина.

  3. Просветительская кампания: Необходима широкая информационная кампания, разъясняющая пациентам риски приобретения инсулина на непроверенных площадках и подчеркивающая важность обращения к официальным каналам сбыта лекарств.

  4. Развивать доступность инсулина: Государственные и негосударственные структуры должны совместно работать над обеспечением стабильной доступности инсулина в рамках официальной фармацевтической сети, чтобы минимизировать необходимость обращаться к альтернативным источникам.

В конечном итоге, обеспечение безопасности и здоровья пациентов с сахарным диабетом должно стать приоритетом, требующим комплексных мер, направленных на регламентацию рынка инсулина и повышение его доступности через легальные и безопасные каналы.